?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда ажурные горизонтальные мосты подошли слева направо к рубежу, где господствует увитый венками покоренный пик Познания,- вдруг открылось, что дальше идут наклонные мосты, лестницы вверх, ведущие в быстро темнеющее вечернее небо. И ангел сел, устало и пригорюнившись, и повернулся спиной к открывшейся нового рода бесконечности, и тихо стал смотреть на пройденный путь, на весь познанный им мир. Ангел смиренно прощается с последними ласковыми солнечными лучами. Грядет ночь. И что-то ускользающее, щемящее излучает эта картина, написанная, почти вся, такими мажорными теплыми красками...(С. Воложин. Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы).


Ангел

Чюрлёнис шел по Млечному Пути.
Он увидал рожденье звездной бури.
И ангелы из золотой лазури
К его ногам пытались снизойти.
И говор волн, и рокот струн еще
В его ушах звучали наважденьем,
Но чей-то голос окрылил плечо,
Раздвинув мрак внезапным пробужденьем.
И он сошел зачем-то в этот мир,
И в заревах Любви и Созерцанья
Он повторил Искусством мирозданье
И созвал нас на свой богатый пир.

Павел Антокольский


Истина

Внешне - это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но всмотреться духовными очами - и раскрываются бездны...

Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.

Но ведь он и улыбается... Усмехается высокомерно, глядя свысока и полуобернувшись, как бы презирая слабые существа, не способные перенести истину, если они ее узнают. А если он их и жалеет, то с брезгливостью к этим убогим, не видящим, как гибнут их собратья. Конечно, он вправе гордиться собой в сравнении с теми, кто может жить только во тьме неведенья.

Что ж это за истина такая, что познать ее дано лишь немногим, а может, и вообще одному?

Священник. В белой тоге. С твердым стоячим воротником. В руке толстая без подсвечника церковная свеча... А те, что слетаются на свет, зажженный им? - Это же люди. У некоторых даже различимы вроде бы черты лица. Крылатые люди... Ангелы? - Нет. Вглядитесь. Это же святые с нимбами вокруг голов! Подвижники божьей истины. И вот они ее достигли... И горят. Горят святые! Куда же смотрит Бог?!.

Это отнюдь не вариация библейской легенды о земной жизни, страданиях и смерти Иисуса, сына божьего, на виду у Бога-отца. Но сравнивать больше не с чем. По христианским канонам, кто носит нимб над головой - свою святость (и соответствующий этому рангу нимб) приобрели уже после всех страданий, после смерти, после того, как доказали свое высокое достоинство перед миром и Богом, и казнь святых - по христианским представлениям - просто бессмыслица. Лишь Иисус - получается - был тем единственным, кто претерпел муки и казнь, осиянный нимбом. А в “Истине” Чюрлениса таких не перечесть. Так что: сюжет, сочиненный художником,- результат невежества или же он сознательно антихристианский?

За год (возможно, за два) до создания “Истины” - в 1904 году - Чюрленис набросал в эскизе (357) похожий мотив, но выдержанный вполне в христианском духе. Неизбежность страданий - смысл той композиции. Держащий свечу имеет там явные признаки дьявола - остроух и рогат, а у летящих в пламя человечков не видать там нимбов вокруг голов. Страдальчески изломаны брови дьявола, печально глядят в огонь его глаза. Он, может быть, и сам не рад творимому, но таков жребий его: он должен испытать подвижников. (С. Воложин. Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы).



Рай

Наверное, во всем его творчестве нет более светлой и, на первый взгляд, радостной картины, чем “Рай”. Кажется, во всем она противоположна “Истине”. Там - ночь и замкнутое пространство, здесь - день и открытые взгляду дали; там - глухость и мрачность колорита, здесь - свет и богатая цветовая гамма; там размытость фигур и отсутствие деталей, здесь - четкость контуров и детализация вплоть до лепестков ромашки и листиков травы.

Здесь не слепые в своем гипнозе ночные твари летят к роковой цели, а зоркие голуби - птицы, которых в старину использовали даже для почты за умение различать дорогу к вознаграждающему адресату. Здесь не обгоревшими трупами падают достигшие цели, а оборачиваются ангелами страждущие покоя и отдохновения чистые, как белые голуби, души праведников. (С. Воложин. Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы).


Посмотреть все картины Микалоюса Чюрлениса, познакомиться с его творчеством и биографией можно по этим ссылкам:
http://www.bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/
http://www.centre.smr.ru/win/artists/churl/biogr_churl.htm
http://art-otkrytie.narod.ru/chiurlionis1.htm

Последний месяц

Март 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck